Цены на обслуживание пожарной сигнализации в месяц
Количество единиц оборудования в системе АПС | Стоимость в месяц |
До 10 единиц | 2000 р. |
От 11 до 20 единиц | 3000 р. |
От 21 до 30 единиц | 4000 р. |
От 31 до 50 единиц | 5000 р. |
От 51 до 100 единиц | 8000 р. |
От 101 до 200 единиц | 1000 р. |
Добавочная стоимость на каждые 50 единиц свыше 200 | от 1500 р. |
При установке автоматической пожарной сигнализации (АПС) следует позаботиться о плановом техническом обслуживании АПС, т. к. любое устройство, механизм или система требует постоянного контроля работоспособности с целью обеспечения нормального функционирования в штатном режиме. От этого зависит не только сохранность материальных ценностей, хранящихся на территории защищаемого объекта, но и жизнь и здоровье людей. Только регулярные осмотры и грамотное обслуживание способны гарантировать незамедлительное срабатывание пожарной сигнализации, которое не допустит распространение пожара.
Кроме этого, плановое обслуживание АПС позволяет избежать ложных срабатываний пожарных датчиков, которые доставляют не только неудобства в режиме работы объекта, но и притупляет бдительность персонала и реагирование людей на тревогу. Фактор «привыкания» к периодическим ложным тревогам может сыграть роковую роль при возникновении реальной опасности пожара. Также это влечет за собой дополнительные расходы на ремонт пожарных извещателей в случае серьезных повреждений, вызванных длительными перерывами между проверками или полным отсутствием обслуживания пожарной сигнализации.
Документация по обслуживанию систем пожарной сигнализации
Обязанности по содержанию пожарной сигнализации в работоспособном состоянии, слежению за исправностью компонентов и реализацией планово-предупредительного ремонта АПС лежат на ответственных лицах предприятия, организации или учреждения, которое эксплуатирует объект защиты от пожара, на основании действующих законодательных актов, норм и правил, а именно:
- ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ;
- п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 г.);
- п. 1.2.5 из РД 009-01-096 «Установки пожарной автоматики. Правила технического обслуживания».
В случае, если собственник, арендатор или эксплуатирующая объект защиты организация не имеет обученного лицензированного персонала и необходимых средств для проведения самостоятельными силами технического обслуживания АПС, руководство должно привлечь стороннюю специализированную компанию и подписать с ней договор на обслуживание систем пожарной сигнализации. Ответственность за нарушение установленного Законодательством Российской Федерации порядка лежит на должностных лицах и/или владельцах объекта защиты в соответствие с Федеральным законом №69-ФЗ. Данный договор подлежит проверке службой государственного пожнадзора.
В договоре на обслуживание АПС должен быть отражен перечень обязательных сопроводительных документов:
- График обслуживания системы пожарной сигнализации – фиксирует периодичность проверки работоспособности пожарной сигнализации, например, ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный или др.
- Регламент обслуживания АПС – в нем указываются типы различных работ, состав, содержание и пр.
- Журнал проверки пожарной сигнализации – это журнал по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, в котором фиксируется перечень выполненных процедур и видов работ с датой проведения и ФИО ответственного исполнителя.
- Журнал учета обнаруженных неисправностей, в котором отражаются все выявленные неполадки и недочеты с указанием даты и условий их устранения и пр.
- Акт проверки пожарной сигнализации представляет собой акт выполненных работ, утвержденный руководителями сторон Заказчика и Исполнителя.
Плановое и внеплановое ТО пожарной сигнализации
Комплекс организационных мероприятий и взаимосвязанных процедур, направленных на поддержание технического состояния и эксплуатационных характеристик всех узлов системы АПС и отдельно взятых ее элементов в исправном состоянии, называется техническим обслуживанием пожарной сигнализации.
Цель выполнения обслуживания АПС организации:
- бесперебойная работа системы на протяжении всего срока эксплуатации;
- перманентный контроль нормального функционирования АПС в автоматизированном режиме и с привлечением обслуживающего персонала;
- раннее выявление проблем в штатной работе установки;
- ликвидация неисправностей с минимальными затратами финансов и человекочасов;
- предотвращение серьезных проблем и сбоев в функционировании АПС;
- предупреждение об ошибках в алгоритме работы, обработки и передачи тревоги в случае обнаружения признаков возгорания;
- обобщенный анализ данных о состоянии системы противопожарной защиты;
- выработка рекомендаций и предложений по модернизации, улучшению или расширению существующей системы.
Для повышения эффективности обслуживания АПС и общего уровня безопасности рекомендуется проводить плановую и внеплановую проверку установок пожарной сигнализации.
В процессе реализации технического обслуживания АПС уделяется внимание следующим базовым обстоятельствам и неисправностям, которые могут воспрепятствовать нормальному функционированию системы пожарной сигнализации:
- при внедрении пожарной сигнализации на объекте применяется только сертифицированная аппаратура, прошедшая испытания в лаборатории;
- механические повреждения шлейфов, кабелей питания и управления, например, в результате перепланировки помещений;
- наличие загрязнения – одна из важных процедур при проверке датчиков пожарной сигнализации, например, пыль в камерах оптико-электронных извещателей и грязь в уличных сиренах;
- естественный износ материалов и запчастей;
- отсутствие плотного контакта клемм – проверка коммутации всех точек разъемного и неразъемного соединения;
- проблемы электрических перегрузок, замыкания и прочее;
- соблюдение резервирование электропитания с проверкой первичных и вторичных источников, измерения емкости аккумуляторных батарей и их автоматического взаимного переключения в случае нарушений в электроснабжении;
- нарушение условий эксплуатации, в том числе температуры окружающей среды, влажности и других факторов;
- вмешательство персонала и других третьих лиц в штатную работу АПС, алгоритм срабатывания, настройки системы, несанкционированное отключение и пр.
ТО АПС нужно обязательно рассматривать в связке с взаимодействующими системами, например, пожаротушения, дымоудаления, оповещения и управления эвакуацией. Наши технические специалисты с большим опытом готовы произвести комплексную проверку пожарной сигнализации, обслуживание АПС и СОУЭ, обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и других систем противопожарной защиты.
Регламент обслуживания пожарной сигнализации (АПС)
Любое обслуживание систем АПС начинается с проверки работоспособности установок пожарной сигнализации.
В рамках проверки системы пожарной сигнализации, обслуживание АПС разделяют на:
- плановое техобслуживание АПС, которое ориентировано на выполнение мероприятий, утвержденных в плане-графике обслуживания системы пожарной сигнализации в соответствие с регламентом и обозначенными сроками;
- неплановое ТО, проводимое по требованию заказчика с целью устранения сбоев или нестандартного поведения системы, включающее диагностические, аварийные работы и нерегламентированные ремонтные мероприятия.
Как проводится проверка пожарной сигнализации?
Общая методика проверки пожарной сигнализации сводится к принудительному срабатыванию всех составных элементов с целью определения некорректно работающего узла или компонента. Современные приемно-контрольные приборы (ППК) хранят подробный лог событий, произошедших в промежутке между плановым обслуживанием; с анализа этих событий и рекомендуется начать. В шлейфах сигнализации дают «тревогу» по каждому пожарному извещателю в цепи и засекают время реакции системы; в адресных шлейфах контролируют уникальную адресацию датчиков. Отдельного внимания требует проверка алгоритма запуска пожаротушения, дымоудаления и оповещения. Сценарии событий должны выполняться строго в соответствии с конфигурацией АПС и в рамках минимальных временных промежутков. Контроль передачи служебных и тревожных извещений на пульт пожарной охраны должен сопровождаться с проверкой основного и резервного способа.
При первичном осмотре сторонней организацией существующей системы АПС необходимо определить правильность выбора типа, количества и способа расстановки средств пожарной сигнализации с учетом пожарной нагрузки, конфигурации и площади пожарных зон, наличия мешающих временных факторов, расположения лифтов, лестничных маршей и др. Следует обеспечить допустимое расстояние между соседними датчиками, стенами и потолком в соответствии с правилами установки пожарных извещателей в СП 5.13130.2009. При наличии подвесных потолков и фальшь-полов нужно обязательно проконтролировать защищенность этих скрытых пространств, в которых, как правило, прокладывается электропроводка. Проверка датчиков пожарной сигнализации ручного типа сводится к тестированию беспрепятственного нажатия на кнопку, рычаг или с помощью ключа; также нужно убедиться, что они находятся на путях эвакуации, в коридорах, на лестничных клетках, около выходов и их ничего не загораживает. При необходимости рассмотреть варианты их взаимного дублирования и монтажа дополнительных средств.
Обслуживание дымовых пожарных извещателей, тепловых датчиков, датчиков пламени и газа реализуется специальными тестерами, имитирующими признаки настоящего пожара – дым, тепло, огонь.
К проверке работы пожарной сигнализации относится также контроль исправности светозвуковой индикации датчиков, ППК, оповещателей в штатном, тревожном и аварийном режимах. Проверке подлежит и состояние кабельной инфраструктуры, в основе которой должен находиться огнестойкий кабель повышенной пожаробезопасности с оболочкой, не распространяющей горение и выделяющей малый объем токсичного дыма/газа в течение длительного времени (для общественных сооружений, объектов повышенной опасности и др.). При наладке пожарной сигнализации нормами устанавливается резерв емкости прибора пожарной сигнализации для расширения и распределения шлейфов в будущем. При техническом обслуживании автоматической пожарной сигнализации следует проверить подключение бесперебойного электропитания по 1-й категории ПУЭ всех компонентов системы, которое обеспечит гарантированное функционирование при аварийном отключении от сети.
Обучение персонала – важнейшая часть в проверке работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации, от которой зависит успешная предотвращение пожара, его локализация и эвакуация людей в случае возникновения. Требуется проводить регулярный инструктаж, проверку знаний и отработку действий ответственного персонала с фиксированием учений в соответствующем журнале.